С увеличением доли онлайн-продаж, контрагентов из других городов и регионов, работы с маркетплейсами предприниматели вынуждены чаще использовать транспортные накладные (ТН). Этот документ обязателен при перевозке груза автомобильным транспортом по территории России. Он подтверждает факт перемещения товара от отправителя к получателю.
Накладная нужна предпринимателям, чтобы подтвердить транспортные расходы при расчете налоговой базы, факт доставки товара покупателю.
Обычно ТН оформляется грузоотправителем и нужна в следующих случаях:
Товар доставляет транспортная компания;
Товар доставляет продавец, но стоимость доставки оговорена в договоре отдельно.
Транспортная накладная не нужна:
Товар доставляет продавец, но транспортные услуги включены в цену товара;
Покупатель сам забирает товар (самовывоз).
В ТН нужно указать сведения:
- о грузоотправителе, грузополучателе;
- о перевозчике;
- о грузе;
- о транспортном средстве;
- о стоимости услуг транспортной компании;
- о сопроводительных документах.
Предполагается, что с постепенно все организации и ИП должны будут перейти к электронным транспортным накладным и путевым листам. Пока оформление производится на добровольной основе. Минтранс в настоящее время проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа.
С 1 марта 2022 года начнут действовать электронные формы транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и заказ-наряда. Планируется, что на портале госуслуг будет запущен новый сервис – «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».
Обычно цепочка поставки груза состоит из следующих звеньев:
Продавец
Транспортная компания
Логистическая структура
Экспедиторские компании
Потребитель
С ведением электронных ТН, в этой цепочке появится еще одно звено – оператор электронного документооборота (ЭДО), и электронные накладные будут оформляться через их информационные системы. Каждый оператор ЭДО должен быть включен в специальный реестр.
К минусам электронных ТН можно отнести увеличение себестоимости перевозки за счет услуг операторов ЭДО и оформления цифровых подписей.
Плюсы электронных транспортных накладных:
- Сократит время оформления документов;
- Сохранность и доступ к документам в любое время;
- Уменьшение бумажной документации, экономия бумаги и картриджа;
- Прозрачность: на каждом из этапов видно, где находится груз;
- Система подскажет обязательные пункты для заполнения.