Инвентаризация: зачем ее проводить и как она влияет на налоги
Платформа работает в тестовом режиме
Станьте участником бета-тестирования
Перейти
войти

Инвентаризация: зачем ее проводить и как она влияет на налоги

13.12.2022
Инвентаризация: зачем ее проводить и как она влияет на налоги

Инвентаризация позволяет сверить фактическое наличие или отсутствие имущества, товаров с бухгалтерскими документами. Она нужна для годового отчета, а также позволяет избежать переплат или недоплат по налогам. Под инвентаризацию попадают:

– Движимое и недвижимое имущество, включая арендованное или принятое на ответственное хранение: помещение, оборудование, транспорт и прочие основные средства производства;

– Товары: готовая продукция, остатки, запасы, сырье и материалы;

– Деньги: на счетах, наличность в кассе;

– Интеллектуальная собственность: фирменное название, товарный знак, базы данных, программное обеспечение;

– Задолженности: дебиторская, кредиторская, займы, кредиты; 

– Другие активы: ценные бумаги, депозиты и прочие финансовые вложения. 


Организации должны проводить инвентаризацию ежегодно, а инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года. Срок проведения – IV квартал.

ВАЖНО: инвентаризацию обязательств проводят по состоянию на 31 декабря включительно.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерскую отчетность не ведут, поэтому и инвентаризация для них необязательна. Однако добровольное ее проведение будет полезно и позволит контролировать положение дел.

Также можно и нужно проводить инвентаризацию, если в компании проходит смена материально ответственных лиц (гендиректор, бухгалтер, кладовщик), реорганизация, случилось ЧП (пожар, наводнение и пр.), выявлено хищение, а также при купле-продаже помещения или сдаче его в аренду, переезде и пр. Если инвентаризация по любой из этих причин прошла после 1 октября, то годовую можно не проводить, а использовать результаты предыдущей.

Как проводить инвентаризацию

Первый этап инвентаризации начинается с формирования состава комиссии и оформления приказа. В приказе необходимо указать состав комиссии, сроки и причину проверки. Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, но должны присутствовать при проведении инвентаризации.

Следующий этапнепосредственно сама инвентаризация. Члены комиссии поэтапно обходят все помещения, проводят ревизию и заполняют инвентаризационные описи, сличительные ведомости. В них надо отразить информацию не только по наличию или отсутствию материально-технической ценности, но и его состояние, исправность, наличие или отсутствие документации и их правильное оформление (договоры, техпаспорта, соответствие артикула и инвентарного номера).

Заключительный этап – оформление итогов. К ним относятся описи, сличительная ведомость, акты. По итогам инвентаризации члены комиссии проводят заседание, на котором обобщают результаты, анализируют причины расхождений и предлагают способы устранения недостатков. Например, оприходование излишков, списание недостатков.

Протокол, который можно составить в свободной форме, а также все документы по инвентаризации передаются руководителю компании для принятия окончательного решения. По итогам всех мероприятий инвентаризационная документация поступает в бухгалтерию, она будет отражена в бухучете и годовой бухгалтерской отчетности.

Платформа МСП
Выбран город . Вы можете изменить город в личном кабинете