Рентабельность – это один из главных показателей эффективности и успешности бизнеса. Она отражает сколько заработано с одного рубля, вложенного в предприятие. При помощи показателя рентабельности оценивают, насколько хорошо работают вложенные деньги (кредиты), рассчитывают показатели эффективности маркетинговой кампании и пр.
Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и другие финансовые показатели, которые можно взять в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. Если бизнес находится на стадии запуска, то при расчетах используют потенциальные доходы и расходы с учетом налогов.
Формула для расчета: рентабельность = чистая прибыль / Х * 100, где:
Чистая прибыль (сальдированный финансовый результат) – это выручка минус расходы (зарплата сотрудников, себестоимость товаров и услуг, проценты по кредиту, налоги и взносы). Чистая прибыль может быть положительной или отрицательной. Вся информация – в бухгалтерских документах: балансе и отчете о финансовых результатах.
Х — показатель, рентабельность которого мы рассчитаем (выручка, активы и пр.)
Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат умножается на 100.
Как рассчитать рентабельность продаж
Рентабельность продаж = чистый доход/выручка*100. Повысить этот показатель можно двумя способами:
· Увеличить доход, нарастив продажи (повысить качество продукции, увеличить средний чек, запустить эффективную маркетинговую стратегию, поднять показатели для менеджеров по продаже);
· Уменьшить расходы – оптимизировать расходы (выплатить кредиты, получить средства под меньший процент, сократить траты на амортизацию).
Рентабельность активов показывает насколько эффективно используются они используются и какой приносят доход. К активам относятся: материалы, сырье, денежные средства, товарно-материальные ценности, оборудование и техника, помещения и пр.
Рентабельность активов = чистая прибыль/ стоимость активов организации*100.
Как оценить результаты
Четкой нормы рентабельности нет, для каждой сферы деятельности она своя. Поэтому при оценке бизнеса важно сравнивать его с показателями аналогичных компаний. Информацию о значениях средней рентабельности активов и продаж по отраслям можно найти здесь.
Если у предпринимателя несколько видов деятельности, нужно ориентироваться на основной код ОКВЭД. Для понимания можно сравнить рентабельность своей компании со средней по отрасли. Показатели близкие к средним или выше, означают, что компания эффективна.