Расширение бизнеса и поиск новых партнеров увеличивают риск столкнуться с фирмами-однодневками или, например, компаниями в стадии ликвидации. Сотрудничество с ними может не только нанести материальный урон компании, но и деловой репутации.
При помощи онлайн-сервисов можно проверить контрагента за несколько кликов. Данные государственных сервисов в отличие от интернет-отзывов (как положительных, так и негативных) дают объективную информацию.
ВАЖНО. Такая проверка не гарантирует добропорядочность контрагентов, но минимизирует риск попасть на мошенников и поможет защитить бизнес.
Признаки, которые указывают на потенциальную недобросовестность партнера:
1. Отсутствие в реестре ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
2. Адрес регистрации или руководитель являются массовыми.
3. Неустойчивое финансовое состояние.
4. Является банкротом или на стадии ликвидации.
5. Является ответчиком в суде на крупную сумму.
6. Числится в реестре недобросовестных поставщиков.
Если у вашего будущего бизнес-партнера сразу несколько признаков, стоит насторожиться. Проверить его можно по ИНН и другим реквизитам компании, данным ИП.
Сервисы проверки контрагента
«Прозрачный бизнес». Он объединяет информацию о компаниях и ИП из нескольких сервисов: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, реестра дисквалифицированных лиц, реестра МСП, информацию о многократном участии физического лица в организациях и о массовых адресах регистрации юрлиц, о численности работников и пр. Можно автоматически получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» и сервиса бухгалтерской отчетности.
Сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП». Можно сделать электронную выписку и узнать информацию о дате и месте регистрации или прекращении деятельности, вид деятельности, юридический адрес организации и данные об руководителе. Если информации о компании нет, а вы уверены в правильности заполнения данных (ФИО, ИНН, ОГРН), значит она, возможно, попросту не зарегистрирована (фактически не существует).
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда попадают только малые и средние предприятия. Кроме информации о месте регистрации, видах деятельности, можно узнать о производимой продукции, наличии лицензии, участии в закупках и численности работников.
Сервис «Проверка корректности заполнения счетов-фактур». позволит проверить реквизиты контрагентов (ИНН и КПП), чтобы избежать ошибок в полученных и выставленных счетах-фактурах. Для этого нужно ввести ИНН, КПП (если известно) и дату сделки с контрагентом.
Сервис для поиска сведений о дисквалифицированных лицах. Речь идет о людях, которые по решению суда не могут быть руководителями или учредителями организаций. Можно по ФИО проверить, не входит ли конкретное лицо в состав управляющих органов компании, с которым планируется начать сотрудничество.
Где проверить бухгалтерскую (финансовую) отчетность?
· Данные с 2012 по 2018 год доступны через сервис Росстата «Предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей»;
· Данные с 2019 года хранятся на сервисе ФНС «Информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности». Он содержит не только информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, но и пояснения к ней.
Также предпринимателям будут полезен еще ряд сервисов, которыми можно воспользоваться, прежде чем заключать сделки.
Картотека Арбитражных дел. Можно узнать идут ли судебные тяжбы с участием интересующего ИП или юрлица, ознакомиться с делом электронном виде, узнать суть претензии и сумму иска.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если контрагент находится в стадии банкротства, то это грозит проблемами: спорами с другими кредиторами, невозможностью получить свои деньги и т.д.
Банк данных исполнительных производств. Ресурс Федеральной службы судебных приставов поможет проверить организацию на наличие долгов и исполнительных производств по их взысканию.
Реестр недобросовестных поставщиков. В него попадают участники закупок, нарушившие обязательства по контракту. Особенно важно, чтобы контрагент не находился в реестре по причине нарушения условий контракта (плохое исполнение или вовсе неисполнение).
При помощи этих сервисов вы можете проверить и свой бизнес, чтобы понять, как он выглядит в глазах потенциальных партнеров, увидеть недостатки и исправить их.