Не каждый бизнес в России можно вести без расчетного счета (РС). Открытие РС – это право, а не обязанность предпринимателя. Однако, если индивидуальный предприниматель без расчетного счета может вполне обойтись, то у организации полноценно работать без него вряд ли получится.
Расчетный счет нужен для:
приема платежей;
хранения денег;
проведения расчетов;
заключения договоров;
учета финансовых операций;
уплаты налогов, страховых взносов, пошлин;
начисления зарплаты на банковские счета работников;
оплаты товаров и услуг;
использования эквайринга: приема безналичной оплаты товаров и услуг;
использования системы быстрых платежей (СБП).
Как выбрать банк?
При выборе банка следует обратить внимание на следующие характеристики:
надежность банка: насколько у банка хорошая репутация можно понять исходя из рейтингов, которые ведутся рейтинговыми агентствами и СМИ;
условия: сравните стоимость ежемесячного обслуживания счета, комиссий за платежи, уточните размер лимита на поступление переводов, при достижении которого взимается плата;
наличие эквайринга;
участие банка в СБП;
участие предпринимателя в госзаказах. Для этого нужно открывать спецсчет в банке из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Документы, необходимые для открытия РС
Комплект документов для открытия расчетного счета различается в зависимости от организационно-правовой формы ведения бизнеса и от кредитной организации.
Примерный перечень документов для индивидуального предпринимателя:
заявление на открытие РС;
паспорт;
ИНН;
выписка из ЕГРИП.
Примерный перечень документов для ЮЛ:
заявление на открытие РС;
учредительные документы (устав, учредительный договор и т. д.);
выписка из ЕГРЮЛ;
документ о постановке организации на налоговый учет;
документы, подтверждающие назначение и полномочия генерального директора.
Способы и сроки открытия РС
Во многих кредитных организациях расчетный счет можно открыть онлайн. Однако для распоряжения средствами может потребоваться заключить договор лично. Как правило, открытие первого расчетного счета занимает 1–2 дня.
Привязка счета к карте
Оформляя расчетный счет, предприниматель может также оформить и бизнес-карту или корпоративную карту, которая будет привязана к этому счету. Она может быть как физической, так и виртуальной.
Важно помнить, что все расходы организации по карте должны быть подтверждены чеками, накладными, актами оказания услуг и другими документами и быть обоснованы с точки зрения ведения бизнеса.
В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели имеют право использовать бизнес-карту для оплаты личных покупок.
Кто подает сведения об открытии РС в налоговую и внебюджетные фонды?
Обязанность уведомлять налоговые органы и Социальный фонд России об открытии либо закрытии предпринимателем или юрлицом расчетного счета лежит на кредитной организации.
Эквайринг
Если ваша компания предоставляет услуги или продает товары, которые можно оплачивать банковской картой, нужно выбирать банк, оказывающий услуги эквайринга. Здесь важно выяснить условия, на которых кредитная организация предоставляет POS-терминал, как быстро зачисляет деньги на счет и какой процент с операции забирает себе.
В отличие от системы быстрых платежей, размер комиссии за эквайринг не является фиксированным, а определяется эквайером (банком, который оказывает услугу эквайринга). В зависимости от вида эквайринга отличаются и ставки. Самые низкие – у торгового эквайринга – до 2,5%, мобильный и интернет-эквайринг доходят до 5%.
Для подключения эквайринга требуется:
иметь расчетный или личный (для физических лиц) счет;
выбрать тариф обслуживания;
заключить договор на обслуживание;
приобрести оборудование самостоятельно или взять его в аренду у эквайера;
подключить и настроить оборудование.
Система быстрых платежей (СБП)
С СБП предприниматели могут принимать безналичные платежи без карт и эквайринга. Это выгодно из-за экономии на комиссии.
Для проведения операции через СБП кассир формирует QR-код, потребитель сканирует его и оплачивает через свой онлайн-банк. Деньги зачисляются на расчетный счет предпринимателя.
Для подключения СБП необходимо:
иметь расчетный счет в банке, работающем с СБП;
настроить кассовый аппарат и кассовое программное обеспечение (этим занимается техподдержка продавца ККТ);
обратиться в техподдержку финансовой организации для настройки приема
платежей по QR-коду.
В 2023 году действует программа компенсации затрат на использование СБП, то есть комиссия фактически равна нулю. Более подробную информацию о работе СБП, банках – участниках, порядке подключения к системе можно найти на сайте СБП.