CRM-система умеет накапливать, хранить и обрабатывать клиентскую базу и помогает, например, делать рассылки о новинках или акциях, а также оценить эффективность продавцов или рекламной кампании, промо-акций.
CRM-система нужна не всем
Когда речь идет о маленьком магазине с одним сотрудником или собственником в роли продавца, то, как правило, продавец и есть CRM система. Предпочтения постоянных покупателей и их предзаказы хранятся в голове или записываются в блокнот. Однако невозможно удержать в голове предпочтения постоянных покупателей, их покупки, номера телефонов, дни рождения, когда речь идет о сотнях покупателей и нескольких продавцах, которые работают в разные смены или на разных точках.
Следующим шагом автоматизации, как правило, становится переход на ведение дел в таблице. Малому бизнесу на раннем этапе будет комфортно вести дела в Excel или Google-таблицах. Их функционала хватает, чтобы накопить первичную информацию о клиентах и автоматизировать некоторые процессы (рассылать письма, поздравления с праздниками и т.д.).
Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, увеличение товарооборота или заказов, запуск рекламной компании требует большего функционалом. Для этих целей нужна CRM-система. CRM расшифровывается как «управление отношениями с клиентами». Такие программы помогают систематизировать информацию (письма, звонки, заказы, предзаказы, записи на услугу) и автоматизировать рутинные задачи (подготовить отчеты, напомнить о звонках, предзаказах). При этом она не завязана на одном продавце, и информация доступна для всех.
При помощи CRM-системы можно управлять ассортиментом, оценивать эффективность рекламной компании, обрабатывать заказы из интернета, управлять ассортиментом товаров или услуг, контролировать работу сотрудников, автоматически создавать рассылки писем или sms.
CRM-системы бывают разные. Выбирать их нужно исходя из запросов бизнеса. В первую очередь система должна упрощать процессы.
Обратить внимание необходимо на следующие моменты:
Удобство пользования: насколько понятен интерфейс, нужно ли проводить обучение команды для работы в системе, можно ли настроить ПО под конкретные бизнес-задачи, удобно ли вносить данные, возможность интеграции с другими системами, сайтом компании.
Систематизация данных: как ведется учет клиентов, их покупки, звонки, оценка эффективности продаж и рекламной кампании, синхронизировать склад.
Автоматизация: загрузка данных в систему, есть ли автоматизированная загрузка информации, рассылка сообщений клиентам, выгружаются ли отчеты.
Цена: можно найти варианты с бесплатным пробным периодом или ограниченным функционалом. Кроме тарифа на обслуживание, надо обратить внимание на стоимость внедрения. Стоит воспользоваться правом на бесплатный период и протестировать несколько вариантов.