Продажи – ключевое понятие в бизнесе. Важно не только сделать продукт и прорекламировать его, но и в итоге продать. Даже самый лучший товар не реализует себя сам, а самая эффективная рекламная кампания будет бесполезна, если на выходе подведет отдел продаж. Он, кстати, нужен далеко не всем компаниям.
Для небольших предприятий отдел продаж – это, скорее, роскошь. Часто реализацией может заниматься один человек, как правило, это сам руководитель или отдельный менеджер.
С ростом продаж и масштабирования уже понадобится отдел. Однако не стоит возлагать на него слишком много надежд: это не волшебная структура, которая сама по себе организует продажи. И здесь задача руководителя – выстроить структуру, набрать команду, грамотно поставить задачи и добиться их исполнения.
Набирать команду без четкого понимания структуры и конечной цели каждого элемента, нельзя. Для начала стоит продумать структуру отдела, его задачи, функции и критерии эффективности.
Задачи отдела продаж:
Привлечение новых покупателей
Работа с постоянными клиентами
Исполнение плана продаж
Получение обратной связи от клиентов
Прогнозирование поставок
Исходя из задач формируются функции отдела:
Работа с «холодной» и «горячей» аудиторией
Поиск новых клиентов и рынков сбыта
Формирование клиентской базы
Обеспечение лояльности клиентов
Презентация товаров и услуг
Закрытие сделок
В основном структура выстраивается либо по линейному типу, либо по функциональному.
Линейный – самый простой вариант и с него начинают почти все организации. Здесь каждый сотрудник напрямую подчиняется руководителю отдела и ведет клиента от первого контакта до закрытия сделки.
Функциональный (его еще называют двухступенчатым) предполагает создание нескольких отделов или разделение менеджеров в зависимости от функционала. Например, часть работает с «холодной» аудиторией, а другая закрывает сделки или работает с постоянными покупателями.
Оценка эффективности невозможна без критериев оценки. Необходимо четко выстроить иерархию отдела и прописать функционал каждого сотрудника, план продаж за период, систему оценки качества работы. Самих сотрудников надо уведомить о том, чего от них ждут (четкий функционал) и какие показатели (KPI) они должны достичь, чтобы получить дополнительные бонусы, а за что могут наказать, например, депремировать.
Лучшей работе отдела продаж и контролю показателей способствуют:
Продукт. Сотрудники должны знать о его плюсах и минусах.
Поставки. Сложно продавать то, чего нет в наличии.
Распределение обязанностей, взаимодействие сотрудников и с другими отделами, отсутствие непрофильных задач.
Алгоритмы и скрипты продаж: работа с возражениями, первый контакт, закрытие продаж, скидки, увеличение среднего чека, допродажи.
Внедрение CRM-системы. Поможет систематизировать работу и защитит базу данных.
Обучение команды. Тренинги и семинары, например, по новым продуктам.
Система поощрений и взысканий. При этом план продаж должен быть достижим и соответствовать действительности.
Система сбора обратной связи от отдела продаж. Она позволит выявить проблемы и своевременно устранить их.
Подбор кадров. Главный негативный сигнал – текучка кадров. Это первый признак неэффективности отдела. Все внимание – этапу отбора кандидатов. Для будущих менеджеров всегда стоит проводить тестовый день.