Простыми словами франшиза – это покупка права использовать бренд, бизнес-модель, товарный знак другого бизнеса. Она подходит новичкам и помогает развивать бизнес под крылом более опытного партнера. Как правило, франшиза предполагает полное сопровождение на стадии запуска: подбор помещения, обучение, маркетинг, использование программного обеспечения и пр.
Франчайзинг не гарантирует, что бизнес будет успешным и прибыльным, но правильный выбор франчайзера повышает шансы на успех. Он заинтересован в результативности партнеров. Если кто-то будет работать плохо, то компания или бренд будут нести репутационные потери.
Франчазер сопровождает и контролирует бизнес-процессы, в том числе:
Проводит обучение сотрудников и требует организацию продаж по своим стандартам
Ведет маркетинговую кампанию
Устанавливает правила выбора поставщиков, помещения, оформления и пр.
Осуществляет контроль качества товаров ли услуг
Основные термины и определения, которые используются в этой сфере.
Франшиза – договор на право использования товарного знака, бизнес-модели, технологий другим предпринимателем на определенных условиях.
Франчайзер – тот, кто продает франшизу, владелец бизнеса.
Франчайзи – тот, кто ее покупает.
Паушальный (вступительный) взнос – единовременный платеж при покупке франшизы. Как правило, он не включает в себя ремонт и отделку помещения, мебель, оборудование, закупку сырья и пр.
Роялти – регулярный (ежемесячный) платеж за пользование товарным знаком, технологии, бизнес-процессов и пр. Роялти фиксируется на период действия франшизы или рассчитывается исходя от оборота.
Бизнес-модель – алгоритмы ведения деятельности, которые помогают оптимизировать все процессы для получения прибыли.
Маркетинговый сбор – пакет материалов для рекламы, мобильное приложение, создание и ведение сайта, социальных сетей. Иногда роялти включает маркетинговый сбор.
Стартовые инвестиции – это необходимые вложения на открытие бизнеса: регистрацию, аренду, покупку оборудования, товаров, расходников.
Чтобы не купить франшизу с сырым продуктом или пустышку, можно опираться на следующие критерии надежности:
· Компания несколько лет ведет успешный бизнес
· Товар или услуга пользуются спросом и популярны
· Зарегистрированная торговая марка
· Кроме фирм-франчази, есть и собственные точки (магазины)
· Основной акцент на роялти, а не на паушальном взносе. Большой паушальный взнос и при небольшом или фиксированном роялти, говорит о том, что компания больше заинтересована в единовременном доходе, а не в развитии партнеров
· Применяется гарантия эксклюзивной территории, т.е. оговариваются границы, где франчайзер обязуется не открывать собственные торговые точки и не продавать их другим франчайзи
Нелишним будет проверить потенциального партнера при помощи онлайн-сервисов.
При оформлении купли-продажи франшизы используют несколько видов договоров или их комбинации. Чаще используется договор коммерческой концессии. Это самый надежный способ, который предполагает передачу права на использование товарного знака и знака обслуживания, технологии производства (ноу-хау) и пр.
Лицензионный договор. Он оформляет только право использовать результаты интеллектуальной деятельности: товарного знака, приложений, сайтов и пр. Каждый объект оформляется отдельным договором.
Агентский договор предполагает, что франчайзи будет продавать, а товары или услуги, оборудование находятся в собственности франчайзера.
Договор поставки и договор оказания услуг не являются в полной мере франчайзинговыми. Они не предполагают передачу франчайзи прав использования товарного знака, объектов авторских прав, секретов производства, поэтому. В таких случаях каждая поставка товара или оказание услуги оформляется отдельным договором и не предполагает сопровождение бизнес-процессов.