Инвестиции помогают бизнесу как выйти на новый уровень, так и на начальном этапе – идее обрести реальное воплощение. Для инвестора это возможность получить доход в будущем. Ключевое слово здесь – доход. Об этом следует помнить предпринимателю в поисках инвестора для своего бизнеса. Никто не будет вкладываться в заведомо убыточный проект. Инвестиции – это не история про «спасти умирающую компанию», а про развитие, выход на новый уровень.
Прежде чем искать инвестора, предпринимателю неплохо разобраться в видах инвестиций и определить, какой из них подходит (и вообще нужен) именно его бизнесу. В зависимости от стадии развития, объекта инвестирования, степени риска различают виды инвестиций и их цели.
По объекту инвестирования:
Реальные. Это вложения в основной или оборотный капитал. Т.е. приобретение оборудования, сырья, строительство, реконструкция или покупка производственной площадки.
Финансовые. Это инвестиции в ценные бумаги, банковские депозиты и пр.
Интеллектуальные. Они подразумевают приобретение лицензии, патента, авторских прав и пр.
Инвестиции бывают прямые или косвенные. Прямые – это когда решение принимает непосредственно сам инвестор, при косвенных это делает посредник (инвестиционная компания).
Презентация проекта при поиске инвестора имеет большое значение, если не решающее. Представляя проект, предприниматель продает идею вложиться в бизнес и расписывает все плюсы такого решения. Второго шанса на презентацию проекта может не быть, особенно, если речь идет о прямых инвестициях,
Хорошая презентация начинается бизнес-плана. В нем должна быть информация по итогам изучения рынка, конкурентов, подсчета сроков окупаемости бизнеса. Надо также отразить планируемую доходность вложений, риски, перспективы. Финансовая модель должна быть прозрачной и раскрывать объем инвестиций, сроки окупаемости и выхода на безубыточность. Презентация должна быть краткой и емкой, а предприниматель – готов ответить на все вопросы инвестора.
Материал по теме: Как подготовить презентацию для инвестора
Поиск инвестора
Прежде чем начать искать инвестора, надо понимать, что официально оформить отношения с инвестором могут только юридические лица, не ИП.
Эксперты советуют начать поиск по ближнему кругу, т.е. среди тех, с кем лично знакомы. Им проще предложить свою идею. Сократить дистанцию с потенциальными инвесторами поможет посещение мероприятий для предпринимателей, таких как деловые встречи, неткворкинги, бизнес-завтраки и пр.
Нелишними будут и акселерационные программы. Опытные трекеры помогут по-другому взглянуть на свой проект, узнать его сильные и слабые стороны, чтобы потом более выгодно представить его потенциальным инвесторам. Интенсивы, как правило, завершаются презентацией проектов или торгово-закупочной сессией с участием заинтересованных во вложениях капитала людей.
Еще один вариант привлечения инвестиций – участие в конкурсах на получение грантов, субсидий. Они могут быть как федеральными, так и региональными. Как правило, финансируются приоритетные направления экономики, у каждого региона они могут отличаться. Часто при этом предпринимателю надо брать на себя обязательства, например, по новым рабочим местам и пр.
Размещение информации о себе на онлайн-платформах для инвесторов – еще один способ привлечения финансирования. Особенность такого варианта – работа с «холодной» аудиторией, которая требует от предпринимателя большей активности. И тут, что важно, не исключена возможность попасть на мошенников под видом инвесторов.
Предприниматель должен четко понимать: привлекая в свой бизнес инвестора, он делится с ним будущими доходами, активами, и инвестор получает право вмешиваться в дела компании. В каком объеме? Это, как и другие нюансы, надо обговорить до заключения договора и зафиксировать все на бумаге.
И конечно, прежде чем включаться в поиск инвестора, стоит присмотреться к такому инструменту привлечения финансирования, как кредиты. Сейчас найти выгодные условия уже не составляет проблем, и ставки позволяют комфортно развивать свое дело.