В рамках дела о несостоятельности гражданина банк обратился в суд, чтобы его требование включили в реестр как обеспеченное залогом.
Три инстанции сочли, что такое требование не имеет залогового статуса. ВС РФ с этим не согласился.
Изначально банк предоставил должнику кредит на инвестирование строительства квартиры в МКД, возводимого в рамках долевого строительства. При этом кредит был выдан под залог строящейся квартиры и прав требования участника долевого строительства.
Нижестоящие суды исходили из того, что в ином деле этот договор с компанией-застройщиком признан расторгнутым и с нее в пользу должника взысканы деньги. Поэтому залог прекратился.
Между тем надо было учесть, что последствия расторжения договора долевого участия в строительстве предусмотрены в законе отдельно. В таком случае участник может требовать вернуть вложенные деньги и уплатить проценты. Именно эти права должника-участника находятся в залоге у банка и их реализация является предметом спорного требования.
Т. е. ошибочен вывод о том, что залог прав требования должника как участника долевого строительства прекратился. Банку неосновательно отказали в признании требования обеспеченным залогом.