Оцениваем бизнес: явные признаки неготовности к масштабированию
Господдержка - что можно получить и на каких условиях
Персональная подборка
войти

Оцениваем бизнес: явные признаки неготовности к масштабированию

09.11.2022
0
Оцениваем бизнес: явные признаки неготовности к масштабированию

«Бизнес надо масштабировать»! Этот призыв к расширению часто повторяют как мантру непонятные бизнес-консультанты и коучи. При этом истинная глубина проработки ими вопроса вызывает сомнения. В результате начало масштабирования приводит к тому, что вполне успешный бизнес превращается в убыточный и начинает трещать по швам. При этом сам владелец не понимает, что сделано не так. Есть смысл разобрать типичные ситуации, когда не стоит начинать масштабироваться.

Бизнес не оцифрован. Оцифровка – это не только автоматизация бизнес-процессов, но и возможность взглянуть на него со стороны, увидеть узкие места. Внедрение CRM-систем, электронного документооборота помогает не быть в плену у узких специалистов. Цифровизация – дело не одного дня. Поэтому ее надо проводить до масштабирования.

Что делать: Найти специализированные IT-решения. Важно, чтобы они подходили под запросы конкретного бизнеса, были совместимы и интегрируемы друг с другом. Тут стоит обратить внимание на возможности сервиса «Покупка ПО со скидкой 50%». Он поможет подобрать программы по выгодной цене и без риска нарваться на санкционные ограничения.

Ручное управление. Когда все бизнес-процессы завязаны на собственнике, его отсутствие может стать фатальным. При этом в процессе масштабирования он физически не может все контролировать. Вначале, когда нужно отладить бизнес-процессы, такая многозадачность бизнесмена нередко оправдана, но при расширении может стать стоп-фактором. С масштабированием компании не получится клонировать себя, времени в сутках тоже не прибавится. Поэтому вместо роста прибыли на выходе получатся переработки, стресс и выгорание.

Что делать: Постепенно делегировать рабочие процессы другим сотрудникам, передавить их на аутсорсинг, автоматизировать рутинные задачи, оцифровывать бизнес.

Изначально убыточная финмодель. Масштабирование в этом случае не только не улучшит финансовую ситуацию, но и усугубит ее, т.к. этот процесс также требует вложений. Постоянные кассовые разрывы, закредитованность и т.д. – таков будет логичный итог.

Что делать: оптимизировать процессы, снизить себестоимость, пересмотреть маркетинговую стратегию, найти новые рынки сбыта.

Материал по теме: Финансовая модель бизнеса: для чего она нужна и как ее правильно составить

Нет рынков сбыта. Производства ради производства в бизнесе не бывает. Предприниматель должен уметь продавать то, что произведено.

Что делать: заранее проанализировать новый рынок сбыта. Найти альтернативные варианты, например, маркетплейсы или стать поставщиком других компаний. Если ищете варианты – в помощь сервис «Производственная кооперация и сбыт». Здесь можно найти новые рынки, стать поставщиком крупных ритейлеров или крупных производственных компаний.

Кадровые проблемы. Ситуация: предприниматель – и владелец, и сотрудник. При этом он не считает это за переработку и не платит себе дополнительную зарплату. Так часто бывает, хотя нередко он работает больше остальных. Например, заменяет недостающих сотрудников, занимается маркетингом, доставкой и стоит за кассой. При масштабировании так быть не должно, оно требует внимания на новых, часто ключевых участках.

Еще одна проблемная ситуация с кадрами – набор новых сотрудников при расширении штата. Например, в маленьком городе может не хватать квалифицированных кадров, а желающих переезжать найти крайне сложно.

Что делать: Провести кадровый аудит внутри компании. Возможно, некоторые сотрудники готовы занять более высокие позиции и при необходимости переехать в другой город. Начать тестовые размещения вакансий. Заранее просчитать затраты, в том числе временные, связанные с увеличением штата и обучением новых сотрудников.


Платформа МСП
Выбран город . Вы можете изменить город в личном кабинете