Юнит-экономика: что это такое и зачем о ней знать малому бизнесу
Платформа работает в тестовом режиме
Станьте участником бета-тестирования
Перейти
войти

Юнит-экономика: что это такое и зачем о ней знать малому бизнесу

19.01.2023
Юнит-экономика: что это такое и зачем о ней знать малому бизнесу

Юнит-экономика — это инструмент, который помогает оценить прибыльность бизнеса и его перспективы или пересмотреть убыточные направления. Она универсальна и позволяет оценить жизнеспособность как при запуске нового дела или продукта, так и проанализировать существующий бизнес.

Прибыльность бизнеса здесь считается через юниты – единицы товара, продукта или клиента.

Доходность одного юнита должна быть выше себестоимости, иначе бизнес будет убыточным. Плюс такого расчета в том, что он позволяет оценить эффективность разных каналов продвижения или продаж, категорий клиентов, продуктов.

Например, такой способ поможет оценить доходность от разных категорий товаров на маркетплейсах или выяснить, какие маркетплейсы приносят больше дохода.

 

Как посчитать юнит-экономику

Часто статьи про юнит-экономику пестрят множеством аббревиатур на латинице и формулами, чем отбивают желание вникать в эту тему. Поэтому объясним суть данного инструмента без глубокого погружения в термины.

Разобравшись с самим понятием, расчеты можно сделать при помощи онлайн-калькулятора или электронных таблиц с готовыми формулами (легко можно найти в интернете).

В первую очередь, надо определить юнит, который считаем. У каждого бизнеса он может быть свой. Главный критерий – это то, на чем бизнес зарабатывает: продажа товаров или услуг. Для более корректных расчетов будет правильно разделить товары, услуги или клиентов на более мелкие группы, сегменты и только потом проводить вычисления.

Если один и тот же товар продается через маркетплейс и через собственный интернет-магазин, важно разделить эти юниты и считать их отдельно, так как расходы на логистику, хранение у них будут разными.

Простой пример. Предприниматель продает на маркетплейсе две категории товаров: книги по эзотерике и керамические аромалампы. Специально рассматриваем разные категории, т.к. комиссии для них тоже разные. Предприниматель хочет узнать стоит ли ему отказаться от одной категории и расширить другую, а может и вовсе вложиться, открыв свой интернет-магазин.

Для начала надо посчитать все доходы и расходы по каждому юниту. В расходы входят себестоимость продукта, комиссия маркетплейса, логистика, хранение на складе, работа сборщиков, процент брака (например, у аромаламп есть больше рисков при транспортировке) и пр. При расчете надо учитывать только те доходы и расходы, которые напрямую связаны с юнитом.

Если бизнес связан с услугами, то за юнит можно взять клиента или его средний чек за единицу времени. В этом случае в расходы надо будет включить стоимость привлечения клиента: промоакции, скидку на первое посещение, рекламу. Когда расчет идет по клиенту, то важно учитывать не только одну покупку, а все сделанные им за все время взаимодействия.

Понятно, если стоимость привлечения клиента дорогая, а он уходит после первой покупки по акционной цене, то такую промоакцию эффективной не назовешь. Собрать информацию о каждом клиенте, его покупках помогает CRM-система, а также дисконтные карты клиентов, которые дают данные для анализа.

Для чего нужна юнит-экономика

Юнит-экономика позволяет разобрать бизнес на мелкие единицы и оценить эффективность каждой из них. Когда различных категорий товаров или услуг много, то бывает сложно понять, какая из них приносит наибольшую прибыль, а какая является балластом. Также юниты считают, чтобы понять стоит ли масштабировать какое-то направление.

Юнит-экономику часто используют маркетологи при оценке эффективности рекламных акций, каналов продвижения и сбыта, т.к. этот метод наглядно показывает окупаемость вложений.

 

Платформа МСП
Выбран город . Вы можете изменить город в личном кабинете